2. Реструктуризация государственного
сектора исследований и разработок
В настоящее время государственный сектор исследований не может
обеспечить эффективную реализацию государственной научно-технической
политики по следующим причинам:
нерациональный размер и раздробленность государственного сектора
науки, наличие в его составе организаций, не реализующих функции
государства, препятствуют концентрации ресурсов на приоритетных
направлениях развития науки и техники Российской Федерации;
несовершенна структура государственного сектора науки по
используемым организационно-правовым формам. Большинство организаций
продолжают оставаться в форме государственных учреждений и унитарных
предприятий, что препятствует росту капитализации и инвестиционной
привлекательности этих организаций;
низкая бюджетная обеспеченность научных работников приводит к
невысокой результативности научных исследований. Преимущественно
сметное финансирование исследований (прежде всего, фундаментального
характера) создает ориентированность научных организаций на ресурсы, а
не на результат;
существенная неравномерность размещения государственного сектора
науки по территории страны нарушает территориальную целостность
национальной инновационной системы;
низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной
деятельностью, приводит к внутренней и внешней утечке специалистов и
недостатку молодых кадров в научно-технической сфере;
неопределенность целевых индикаторов деятельности организаций
госсектора науки, преимущественно однолетний цикл государственного
финансирования существенно снижают программный потенциал развития;
сохраняются организационно-правовые барьеры между фундаментальной
наукой и образованием - новые научные результаты слабо используются в
сфере образования (прежде всего университетского), а в проведение
научных исследований недостаточно вовлекаются молодые специалисты и
вузовские ученые;
неоптимальность состава и нерациональность использования
имущественных комплексов научных организаций ведет к низкой
эффективности использования государственного имущества;
несовершенна нормативная правовая база, регламентирующая
правоотношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической
деятельности (далее - РНТД), что не позволяет юридически корректно
производить идентификацию правообладателей результатов РНТД,
закрепление за ними прав и осуществлять введение РНТД в гражданский
оборот (в первую очередь в отношении РНТД, созданных за счет средств
государства, в том числе, созданных до 1992 года);
недостаточное качество системы управления государственным
сектором науки, низкий уровень требовательности к руководителям
организаций по обеспечению результативности и эффективности
деятельности, дефицит профессиональных управляющих, отсутствие
практики привлечения к процессу управления государственными
организациями науки специализированных компаний приводит к
неэффективному менеджменту в этих организациях.
В целом общественная полезность государственного сектора науки
остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности
реализации его потенциала в интересах выполнения функций государства
по развитию научной и инновационной деятельности и обеспечения
конкурентоспособности России на мировом рынке.
Главной особенностью подхода к оптимизации государственного
сектора исследований должна стать более четкая целевая ориентация
организаций на выполнение конкретных функций в рамках государственной
системы приоритетов развития научной, технологической и инновационной
деятельности.
|