2.1. Ключевые направления модернизации
государственного сектора исследований и разработок
1. Функциональная перестройка. Необходимо обеспечить существенные
функциональные сдвиги в федеральном секторе науки для эффективного
выполнения современных функций государства по обеспечению
инновационного развития экономики.
Данное направление предполагает:
(1) развитие сети университетов и академических институтов,
ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного
воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного
использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в
области фундаментальной науки как основы для развития образования и
науки мирового уровня;
(2) повышение уровня вузовской науки на основе интеграции
образовательных и исследовательских организаций и создания
научно-образовательных центров;
(3) создание сети федеральных центров науки и высоких технологий
("национальных лабораторий") по приоритетным направлениям развития
науки, технологий и техники;
(4) интенсивное развитие элементов инновационной инфраструктуры.
2. Рационализация состава государственного сектора науки по
уровням бюджетной системы. В соответствии с распределением полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами будет осуществлена
передача части государственных научных организаций из федеральной
собственности в собственность субъектов Российской Федерации. При этом
на федеральном уровне должна обеспечиваться территориальная
сбалансированность элементов национальной инновационной системы и
уменьшение диспропорций в развитии российских регионов.
3. Оптимизация организационно-правовых форм государственных
научных организаций. Данное направление предполагает полный отказ от
использования права хозяйственного ведения для исполнения функций
государства в сфере науки, а также существенное сокращение числа
бюджетных учреждений, в т.ч. посредством внедрения новых
организационно-правовых форм автономного учреждения и государственной
автономной некоммерческой организации.
Следует осуществить корректировку ряда законодательных норм, в
частности:
(1) по государственным научным центрам, с целью уточнения их
правового статуса;
(2) по Российской академии наук и академиям наук, имеющим
государственный статус, в целях уточнения их нормативно-правовой базы;
(3) по механизмам разгосударствления организаций, которые должны
в полной мере соответствовать задачам комплексного и эффективного
реформирования государственного сектора, в т.ч. в сфере науки.
4. Оптимизация степени участия государства в капитале
государственных научных организаций. В целях привлечения инвестиций,
снижения нерациональной нагрузки на систему управления, расширения
партнерства государства и бизнеса в реализации приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития целесообразно постепенно
трансформировать государственные организации в организации смешанной
собственности. Сохраняя в федеральной собственности контрольный
(например, в случае государственных научных центров) либо блокирующий
пакет акций, государство будет располагать необходимыми возможностями
для эффективного контроля по стратегическим аспектам деятельности
научных организаций.
5. Оптимизация и реструктуризация имущественных комплексов
государственных научных организаций. В рамках данного направления
решаются три основные задачи: (1) повышение результативности
деятельности организаций государственного сектора науки, (2) создание
условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля
приватизируемых научных организаций, (3) обеспечение имущественных
основ для формирования недостающих элементов инновационной
инфраструктуры.
Необходимо зарегистрировать и внести уставные капиталы
государственных научных организаций права на результаты
интеллектуальной деятельности, передать в собственность используемые
объекты недвижимости, выделить непрофильные активы и обеспечить
эффективное их использование.
За счет реструктуризации имущественных государственных научных
организаций будет обеспечено ускоренное создание и развитие таких
элементов инновационной инфраструктуры, как центры трансфера
технологий, центры коллективного пользования, технопарки и
бизнес-инкубаторы, при этом будут формироваться устойчивые сетевые
связи. Следует нормативно установить, что имущество, не включенное в
состав приватизируемых активов унитарных предприятий и учреждений,
действующих в сфере науки, после изъятия его собственником
направляется на создание научно-образовательных и
учебно-научно-производственных центров, а также объектов инновационной
инфраструктуры.
Поскольку каждый из компонентов государственного сектора науки
(академический, прикладной и вузовский) обладает существенной
спецификой, сформулированные общие направления далее конкретизируются
применительно к этим компонентам.
|