Развитие конкуренции в сфере промышленности
Промышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике
города, обеспечивая занятость и доходы значительной части населения,
поступления в бюджет составляют около 18% (3-е место после торговли и
операций с недвижимостью).
Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где
сосредоточено более трети научного потенциала России. Общий
научно-образовательный и промышленно-инновационный потенциал,
включающий интеллектуальные высокопрофессиональные кадры,
сосредоточенные в городе Москве, составляет порядка 60%
научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий
аналогов в мире потенциал города Москвы способен создавать и осваивать
конкурентоспособные научно-технические разработки, отвечающие мировому
уровню.
Вместе с тем эффективность его использования для обеспечения
приоритетов социально-экономического развития города Москвы в
настоящее время явно недостаточна.
К основным факторам, сдерживающим развитие конкуренции в
промышленном секторе экономики Москвы, можно отнести следующие:
- сокращение объемов производства из-за недостатка оборотных
средств и высокой стоимости коммерческих финансовых ресурсов для их
пополнения в условиях кризиса;
- высокая доля убыточных организаций в промышленности города,
которая в 2009 году превысила 30% по кругу крупных и средних
организаций;
- низкий удельный вес инновационно-активных организаций
промышленности в городе Москве (по обрабатывающим производствам около
13%), что ниже уровня, достигнутого в развитых странах (30% в США);
- высокая степень морального и физического износа основных
промышленно-производственных фондов и недостаточный уровень инвестиций
в основной капитал обрабатывающих производств;
- высокая энергоемкость производимой продукции, превышающая в три
- четыре раза аналогичный показатель в странах с развитой экономикой;
- неразвитость инновационной инфраструктуры, обеспечивающей
интеграцию научно-технической, образовательной сферы и промышленных
предприятий, недостаток внедрения результатов научных исследований и
разработок;
- дефицит квалифицированных рабочих и специалистов в
промышленности;
- недостаточное развитие информационной инфраструктуры, не
позволяющее производителям изучать потенциальные рынки сбыта,
устанавливать контакты с новыми контрагентами, открывать свой бизнес и
на равных условиях участвовать в конкурентной борьбе за продвижение
товара;
- несовершенство нормативно-правового обеспечения размещения
государственных заказов, отсутствие действенных механизмов,
направленных на стимулирование развития промышленного сектора
экономики при размещении государственных заказов для нужд города
Москвы;
- незавершенность проводимой федеральными органами исполнительной
власти реформы технического регулирования, предполагающей определение
в технических регламентах исчерпывающих требований со стороны
государства к параметрам и характеристикам товаров и услуг;
- наличие недобросовестной конкуренции, проявляющееся в
наводнении товарного рынка дешевой (и часто контрафактной) продукцией
из Китая, Турции, Польши и в соответствующей политике организаций
оптово-розничной торговли, препятствующей выводу на рынок продукции
московских производителей.
Для решения перечисленных проблем необходим системный подход на
основе применения программно-целевого метода путем принятия и
реализации городских целевых программ, предусматривающих развитие
различных секторов экономики города, оказывающих непосредственное
влияние на развитие промышленного производства.
Начиная с 1998 года одним из основных инструментов реализации в
городе Москве промышленной политики является принимаемая
Правительством Москвы на среднесрочный период Комплексная программа
промышленной деятельности в городе Москве.
В результате проводимой Правительством Москвы научно-технической
и промышленной политики, направленной на повышение
конкурентоспособности промышленных производств и развитие конкуренции:
1. Отработаны механизмы поддержки организаций промышленности.
Москва - первый регион, который еще с 2001 года начал частично
субсидировать процентную ставку по привлекаемым кредитам коммерческих
банков. Развивается и такой инструмент привлечения инвестиций в
техническое перевооружение производства, как финансовый лизинг за счет
частичного погашения лизинговых платежей.
2. Отлажен механизм работы с убыточными организациями.
3. Обеспечивается проведение научно-технических разработок,
предусматриваемых к освоению в промышленном производстве по
приоритетным направлениям городского хозяйства: медицина, транспорт,
жилищно-коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, строительство и
строительные материалы, производственные технологии и наукоемкие
материалы, экология и рациональное природопользование,
градостроительство и архитектура, технологии безопасности.
4. Развивается инфраструктура промышленной и инновационной
деятельности, связанная с созданием конкурентной среды:
- система подготовки и переподготовки кадров;
- организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных
мероприятий и поддержка участия в них организаций промышленности и
науки;
- информационно-имиджевая поддержка промышленной и инновационной
деятельности в средствах массовой информации;
- городские информационно-коммуникационные ресурсы по
промышленности.
5. Создаются условия для выполнения промышленностью социальных
функций: обеспечение занятости и доходов работников промышленности,
развитие производства медицинской техники и лекарственных препаратов
для удовлетворения потребностей медицинских учреждений и населения,
сохранение специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов,
и обеспечение занятости данной категории граждан в промышленности.
6. Получил развитие территориальный аспект реализации
промышленной политики, определены промышленные зоны и
специализированные производственные территории (утверждены схемы
размещения 209 промышленных зон, в том числе 160 в границах
производственных зон и 49 вне границ производственных зон),
реализуются проекты реновации территорий промышленных предприятий,
создания территорий инновационного развития.
7. Отлажен механизм взаимодействия с органами власти Российской
Федерации по поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса,
расположенных в городе Москве.
Опыт в обеспечении развития промышленной деятельности на
конкурентной основе и механизмы по стимулированию активности
организаций промышленности в конкурентной среде нашли отражение и в
новой Комплексной программе промышленной деятельности в городе Москве
на 2010-2012, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24
февраля 2010 г. N 161-ПП.
|