Введение
Субконтрактное взаимодействие малых и крупных производственных предприятий занимает важное место в производстве продукции обрабатывающих отраслей промышленности, основные из которых:
- производство резиновых и пластмассовых изделий;
- производство готовых металлических изделий;
- производство машин и оборудования;
- производство электрических машин и электрооборудования;
- производство аппаратуры для радио, телевидения и связи;
- производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов;
- производство транспортных средств и оборудования
Главная отрасль развития субконтрактных отношений – машиностроение – отрасль промышленности, включающая в себя большое количество производственно-технологических направлений. Машиностроительный цикл состоит из полного спектра производственных процессов, начиная от производства комплектующих, узлов и блоков и заканчивая финишной сборкой, разработками и внедрением новых технологий.
Весомую долю развития сектора машиностроения обеспечивают малые производственные предприятия, работающие на обеспечивающих рынках субконтрактных поставок необходимых комплектующих. Так, в Москве насчитывается порядка 22 тысяч предприятий обрабатывающей промышленности, из которых на долю малых приходится 96,5%, из них на долю малых предприятий отрасли «машины и оборудование» – более 9% предприятий, ежегодный прирост производства этих предприятий составляет в среднем 9%.
Средних предприятий по данным статистики на 01.07.2009 года в Москве насчитывалось 874 единиц, 161 из которых относятся к промышленности (18,4%). Основные из них заняты в производстве готовых металлических изделий и производстве машин и оборудования. Средние предприятия сферы производство резиновых и пластмассовых изделий сокращаются (более чем в 2 раза в 1 полугодии 2009 по сравнению с 2008), тогда как количество микро и малых предприятий этой группы наоборот растет. Рост наблюдается по группам производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов и производство транспортных средств и оборудования. Не смотря на колебания общего количества промышленных СП в г.Москве основную долю из них составляют прибыльные предприятия (порядка 83%).
Крупных промышленных предприятий, работающих в указанных отраслях на конец 2009 года насчитывается 590 единиц. Основную долю КП данных сфер деятельности составляют прибыльные предприятия. В основном крупные предприятия заняты в следующих секторах промышленности:
- производство машин и оборудования (26,6%)
- производство электрических машин и электрооборудования (15,4%)
- производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (14,4%)
- производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (9,3%).
При рассмотрении аспектов субконтрактного взаимодействия, малых, средних и крупных промышленных предприятий четко выделяются четыре основные группы субконтрактных предприятий. Такое распределение подтверждается зарубежным опытом субконтрактного взаимодействия.
1-вая группа. Малые предприятия – Заказчики (Контракторы)
Цель этой группы предприятий на рынке – заполнение ограниченных рыночных ниш продукцией, предназначенной для конечного пользователя (медицинско – техническое, ресурсосберегающее оборудование, товары повседневного спроса и др.). Основной объем продукции производится на основе собственных или закупаемых разработок и ноу-хау малого предприятия, на собственном оборудовании или (что чаще) с широким использованием кооперационных поставок (до 40 – 60 процентов в цене продукции). Малые и средние предприятия этой группы составляют подавляющее большинство в структуре производственного малого и среднего бизнеса города Москвы и многих других субъектов Российской Федерации. Фактически, МСП начинает выполнять роль головного предприятия – контрактора. При наличии временно свободных мощностей предприятия этой группы активно стараются получить заказы крупных предприятий для дозагрузки, сохраняя при этом ориентацию на производство собственных видов продукции.
Основное направление кооперационного взаимодействии таких предприятий: Использование ресурсов и возможностей крупных промышленных предприятий для разработки и производства собственной продукции (поток заказов «от малого предприятия – к крупному»).
Такое взаимодействие малых и крупных предприятий фактически осуществляется, начиная с момента возникновения малых предприятий. Малые предприятия, не располагая в полном объеме собственными производственными, организационными и кадровыми ресурсами, успешно восполняют этот недостаток за счет использования ресурсов и возможностей крупных предприятий. Предназначенное для производства изделие, как правило, разделяется на составные части, заказы на их изготовление размещаются на крупных предприятиях. Далее осуществляются финишные операции, и изделие направляется потребителям. Данный подход позволяет малым предприятиям концентрироваться на развитии ключевых компетенций, таких как знание рынка и использование ноу-хау, не вкладывая значительных средств в закупку дорогостоящего оборудования, найм и обучение персонала по всем необходимым производственным переделам.
Взаимодействие с крупными предприятиями, выступающими в данной ситуации в роли поставщиков, субподрядчиков имеет ряд осложняющих факторов и особенностей, которые будут подробнее рассмотрены в исследовании.
2-рая группа. Малые предприятия – Поставщики (Субконтракторы)
Цель этой группы предприятий на рынке – участие в субконтрактных поставках комплектующих, выполнение заказов крупных предприятий. Продукция производится в соответствии с требованиями и по чертежам заказчика (в некоторых случаях используются собственные разработки МП), на собственном оборудовании, с использованием кооперационных поставок по недостающим технологическим переделам, а также при необходимости расширения производства. Количество специализированных субконтрактных малых и средних предприятий в Москве, как и в других регионах РФ пока относительно не велико, уровень их соответствия требованиям крупных предприятий – заказчиков сильно варьируется (от поставщиков комплектующих на конвейер автосборочных производств до МП, располагающих универсальным оборудованием и берущихся за разовые небольшие заказы).
Основное направление кооперационного взаимодействия данной группы предприятий: загрузка производственных мощностей за счет размещения заказов крупных предприятий и постепенное включение в производственные цепочки крупных предприятий (поток заказов «от крупного предприятия – к малому»). Это направление производственной кооперации является наиболее предпочтительным с точки зрения перехода крупных предприятий к субконтрактной модели производства.
3-тья группа. Крупные предприятия – Заказчики (Контракторы)
Цель этой группы предприятий на рынке – заполнение рыночных ниш продукцией, предназначенной для конечного пользователя, в роли которого выступают чаще всего промышленные предприятия. Основной объем продукции производится на собственном оборудовании. Основное направление кооперационного взаимодействии таких предприятий: использование ресурсов и возможностей крупных, средних и малых промышленных предприятий для разработки и производства собственной продукции (поток заказов «от крупного предприятия – к малому»).
Практически все крупные предприятия для восполнении недостающих ресурсов и возможностей (для организации производства продукции, требующей новых технологий, а также в силу устаревания оборудования, выбытия производственных кадров и др.) привлекают малые и средние предприятия для выполнения отдельных работ. При этом критерий размера предприятия – контрагента имеет вторичное значение по сравнению с группой критериев «цена/качество», каких-либо преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении коммерческих заказов крупных предприятий не предусмотрено.
Выгоды крупных предприятий – заказчиков при размещении заказов на малых предприятиях:
- Использование необходимых технологий и ресурсов
- Снижение цены (в подавляющем большинстве случаев)
- Гибкость МСП – поставщиков, высокая скорость обработки и выполнения заказа
4-тая группа. Крупные предприятия – Поставщики (Субконтракторы)
Цель этой группы предприятий на рынке – участие в субконтрактных поставках комплектующих, выполнение заказов крупных, малых и средних предприятий. Продукция производится в соответствии с требованиями и по чертежам заказчика, на собственном оборудовании. Количество специализированных субконтрактных крупных предприятий в Москве, как и в других регионах РФ не велико, такое положение крупного предприятия в субконтрактных поставках скорее мера вынужденная, чем самоцель предприятия. В основном крупные предприятия нацелены на производство готовой продукции (т.е относятся к третьей группе предприятий контракторов) и в меньшей степени выполнение крупных производственных заказов. Уровень цен на крупных субконтрактных предприятиях этой группы гораздо выше, чем при размещении аналогичного заказа на малых предприятиях. Но уровень их соответствия требованиям предприятий – заказчиков на ряду с высокими ценами высок и именно по этому эта группа предприятий субконтракторов представляет огромный интерес для малого предприятия контрактора.
При этом нужно понимать что, разделение промышленных предприятий на 4-ре группы в зависимости от масштабов предприятия и роли в субконтрактных отношениях имеет достаточно условный характер. На разных стадиях жизненного цикла отдельно взятое предприятие может относится к разным группам, но то, что каждая группа имеет четко очерченные специфические только для нее особенности – это реальный факт, который и будет подробно рассмотрен и изучен в исследовании. Каждой из вышеназванных групп предприятий присущи проблемы, ограничивающих развитие перспективной и апробированной в международном масштабе субконтрактной модели производства, свойственные именно им.
Структура отчета составлена таким образом, что бы подробно изучить и рассмотреть основные аспекты деятельности субконтрактных предприятий и разобраться в причинах тормозящих развитие субконтрактных отношений между малыми и крупными предприятиями всех четырех групп субконтрактных предприятий:
- Формы участия малых предприятий в производственной кооперации с крупными предприятиями, количество партнеров
- География кооперационных отношений и региональное распределение
- Объемы кооперационного взаимодействия в общем объеме производства
- Специфика отношений МП с крупными предприятиями: проблемные и положительные аспекты
- Потенциал и возможности МП для участия в кооперации
- Необходимая профессиональная помощь МП для решения проблем
- и другие
В каждом из разделов подробно рассмотрено поведение промышленных предприятий в разрезе четырех обозначенных нами ранее групп субконтрактных предприятий: в том числе отдельно выделена группа московских малых предприятий для определения существующей разницы между поведением на рынке региональных и московских предприятий, для сравнения приводятся данные и по средним предприятиям.
Немаловажное значение уделено в исследовании изучению проблем, возникающих при взаимодействии четырех групп субконтрактных предприятий.
В качестве целевых групп принявших участие в исследовании определены следующие основные:
По масштабности предприятия: малые (от 1 до 100 единиц персоналии); средние (от 100 до 250 единиц персонала); крупные (более 250 единиц персонала)
По роли в субконтрактных отношениях: предприятия поставщики (субконтракторы); предприятия заказчики (контракторы).
Методология исследования
- Количественное структурированное анкетирование субконтракторов (поставщиков производственных процессов). Субконтракторам - участникам Бирж субконтрактов, проводимых ЗАО «Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства, совместно с региональными центрами субконтрактации, предлагалось во время ожидания очереди на переговоры заполнить анкету (см. приложение 1);
- Количественное структурированное анкетирование контракторов (заказчиков производственных процессов). Контракторам - участникам Бирж субконтрактов, проводимых ЗАО «Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства, совместно с региональными центрами субконтрактации, предлагалось во время проведения мероприятия заполнить анкету (см. приложение 2);
- Анкеты для заказчиков и для поставщиков были также выложены в сети интернет на портале www.subcontract.ru, и посетителям сайта было предложено принять участие в исследовании и заполнить анкету.
- Дополнительно была изучена имеющаяся в распоряжении исполнителя вторичная информация на прямую или косвенно касающаяся практики участия малых производственных предприятий в производственной кооперации с крупными предприятиями.
Тот факт, что при поиске партнеров по кооперации, опрошенные промышленные предприятия использовали Информационную Систему Субконтрактации, негативного влияния на результаты исследования, по мнению экспертов, не оказал, а напротив, повысил лояльность опрошенных предприятий, что положительно сказалось на скорости сбора данных.
География:
- Опрос проводился на мероприятиях «Биржа субконтрактов» - прямые переговоры заказчика и поставщика по вопросам производства и поставки комплектующих, узлов, блоков по техническому заданию заказчика. В опросах в той или иной мере присутствовали промышленные предприятия регионов России: Тульской области, Ярославской области, Калужской области, Тверской области, Ленинградской области, Рязанской области, Московской области, г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Ижевск и другие.
- Выборка не «квотировалась» по регионам.
Структура анкеты
Анкета была структурирована и разбита на шесть основных частей, в соответствии с определенными ранее важными аспектами деятельности субконтрактных предприятий:
- Формы участия малых предприятий в производственной кооперации с крупными предприятиями, количество партнеров
- География кооперационных отношений и региональное распределение
- Виды заказываемой субконтрактной продукции/услуг.
- Объемы кооперационного взаимодействия в общем объеме производства
- Специфика отношений МП с крупными предприятиями: проблемные и положительные аспекты
- Потенциал и возможности МП для участия в кооперации
Структура выборки
В ходе проведения исследования было собрано и обработано 426 анкет, заполненных промышленными предприятиями, из них 45 анкет от предприятий заказчиков.
- Организационно правовая форма участников исследования
Организационно - правовая форма |
Распределение |
Количество, ед. |
ООО |
56% |
239 |
ЗАО |
17% |
73 |
ОАО |
22% |
94 |
ФГУП |
1% |
4 |
ИП |
2% |
8 |
Другие |
2% |
8 |
ВСЕГО |
426 |
- Масштаб предприятий участников исследования в разрезе малое\среднее\крупное
Масштаб предприятия |
Распределение |
Количество, ед. |
Малое |
50,8% |
216 |
Среднее |
22,2% |
95 |
Крупное |
27,1% |
115 |
ВСЕГО |
426 |
- Положение в системе субконтрактации контрактор\субконтрактор
Положение предприятия |
Распределение |
Количество, ед. |
Контрактор |
11% |
45 |
Субконтрактор |
89% |
381 |
ВСЕГО: |
426 |