2. География кооперационных отношений
Рисунок №.5 Географическое распределение заказчиков субконтрактной продукции
География кооперационных отношений и региональное распределение основных заказчиков субконтрактной продукции напрямую зависит от месторасположения самого предприятия поставщика. Удаленность предприятий друг от друга будет напрямую влиять на цену заказываемых изделий. Поэтому, чем меньше у предприятия объемы кооперационного взаимодействия и чем меньше само предприятие, тем вероятнее, что основные партнеры будут расположены в регионе расположения самого предприятия. Но эта зависимость не будет касаться уникальных технологий и видов продукции, которые могут производить только отдельные предприятия. Причем такое положение дел относится и к поставщикам субконтрактной продукции и к заказчикам.
Этот факт подтверждают и результаты исследования. Проводимого в г.Москва «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы», в котором на вопрос «основные регионы сбыта продукции Вашего предприятия?» были получены следующие ответы:
Таблица №.4 Распределение основных регионов сбыта продукции по регионам в зависимости от отрасли деятельности предприятия
|
Машины и оборудование |
Готовые металлические изделия |
Резиновые, пластмассовые изделия |
В Москве |
88 |
97 |
97 |
В других регионах/ городах России |
100 |
71 |
78 |
В странах СНГ |
66 |
23 |
22 |
В зарубежных странах |
24 |
0 |
3 |
Мнение заказчиков субконтрактной продукции по вопросу географического расположения партнеров по производственной кооперации полностью совпадает с мнением поставщиков.
Таблица №.5 Географическое распределение основных партнеров по производственной кооперации, по мнению заказчиков и поставщиков.
|
Мнение поставщика |
Мнение заказчика |
Москва |
23% |
23% |
Регионы ЦФО |
34% |
40% |
Регионы РФ за пределами ЦФО |
28% |
17% |
Страны СНГ |
11% |
10% |
Зарубежные страны |
4% |
10% |
Если брать данные в разрезе московских малых предприятий, то видно, что порядка половины заказчиков (47,37%) сконцентрированы в городе Москва, 39,47% в близлежащих регионах ЦФО и лишь 13,16% расположены за пределами ЦФО.
Рисунок №6. Географическое расположение заказчиков московских малых предприятий
1-вая группа. Малые предприятия – Заказчики (Контракторы) – географическое расположение предприятия поставщика влияет на выбор.
2-рая группа. Малые предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – работают со всеми заказчиками в пределах своего региона.
3-тья группа. Крупные предприятия – Заказчики (Контракторы) – географическое расположение предприятия поставщика в среднем ограничивается Федеральным округом и близ лежащими округами расположения самого предприятия.
4-тая группа. Крупные предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – работают со всеми заказчиками.