1. Формы участия малых предприятий в производственной кооперации с крупными предприятиями, количество партнеров
В ходе исследования субконтракторам (поставщикам производственных процессов) и контракторам (заказчикам производственных процессов) – участникам Бирж субконтрактов, проводимых ЗАО «Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства, совместно с региональными центрами субконтрактации, предлагалось во время ожидания очереди на переговоры заполнить анкету (см. приложение 1-2). Предприятиям субконтракторам было предложено ответить на вопрос анкеты «Количество российских заказчиков субконтрактной продукции?». Ответ нужно было дать в распределении по двум группам: малые, средние и крупные предприятия. Соотвественно предприятиям заказчикам было предложено указать «Количество российских поставщиков субконтрактной продукции» с которыми работает предприятие?».
В общей сложности в опросе приняли участие 381 предприятие субконтрактор. Из них 53% предприятий относятся к малым предприятиям, остальные 47% разделили средние и крупные предприятия.
Рисунок №.1 Распределение субконтракторов, участников опроса по критерию малое\среднее\крупное
В общей сложности в опросе приняли участие 45 предприятий заказчиков. По масштабности предприятия заказчики распределились немного иначе: большая часть из них составили крупные предприятия – 40% из опрошенных, 37% – составили малые предприятия, на долю средних предприятий пришлось 23%.
Рисунок №.2 Распределение контракторов участников опроса по критерию малое\среднее\крупное
Таблица №.1 Распределение контракторов\субконтракторов по масштабности предприятия.
|
Субконтракторы |
Контракторы |
Общее распределение |
Малое |
53% |
37% |
53% |
Среднее |
22% |
23,% |
22% |
Крупное |
25% |
40,0% |
25% |
Исходя из результатов анализа структуры изучаемых субконтрактных предприятий, видим количественное распределение по 4-рем ранее обозначенным группам:
1-вая группа. Малые предприятия – Заказчики (Контракторы) – 37%
2-рая группа. Малые предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – 53%
3-тья группа. Крупные предприятия – Заказчики (Контракторы) – 40%
4-тая группа. Крупные предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – 25%
Основную долю предприятий поставщиков – составляют малые предприятия (53%). А вот основную долю предприятий заказчиков малые и крупные предприятия практически делят поровну, с небольшим отрывом в 3% в пользу крупных предприятий.
Далее рассмотрим разницу в количестве партнеров по производственной кооперации.
1.1. Количество российских заказчиков субконтрактной продукции (узлы, блоки, комплектующие и т.д.)
На вопрос о количестве российских заказчиков субконтрактной продукции, с которым Вы работаете по субконтрактации, были получены следующие результаты:
Таблица №2 Среднее количество заказчиков у среднестатистического субконтрактного предприятия «Количество партнеров - заказчиков»
|
Среднее кол-во заказчиков, ед. |
Среднее кол-во заказчиков у МП |
Среднее кол-во заказчиков у СП |
Среднее кол-во заказчиков у КП |
Среднее кол-во заказчиков у московского МП |
Малые\средние, ед. |
41 |
36 |
34 |
70 |
38 |
Крупные, ед. |
17 |
11 |
6 |
39 |
13 |
ВСЕГО: |
58 |
47 |
40 |
109 |
51 |
Малые\средние, % |
70% |
76,6% |
85% |
64,2% |
74,5% |
Крупные, % |
30% |
23,4% |
15% |
35,8% |
25,5% |
Рисунок №.3 Распределение ответов субконтракторов «Количество партнеров»
Таким образом, как видно из результатов опроса, предприятия субконтракторы в среднем больше работают с малыми и средними предприятиями заказчиками, количество малых и средних предприятий заказчиков составляет 70% от общего количества заказчиков, на долю крупных предприятий заказчиков соответственно приходится 30% от общего количества заказчиков. Если рассмотреть, как распределились ответы субконтракторов в зависимости от масштабности предприятия, то видно, что у малых и средних предприятий субконтракторов доля заказчиков среди малых и средних предприятий занимает 76,6% и 85% соответственно. У крупных предприятий субконтракторов доли малых\средних и крупных предприятий заказчиков примерно равны (64,2% и 35,8%). Из такого распределения можно сделать выводы, что промышленные предприятия предпочитают иметь дело с себе подобными по масштабности предприятиями и масштабность предприятия является одним из факторов определяющих, выбор партнера по производственной кооперации. Этот факт связан соответственно с разностью в объемах производственных мощностей. Малые предприятия не всегда способны обеспечить требуемые объемы заказываемой продукции, а крупные предприятия не всегда готовы делить заказ на несколько предприятий - субконтракторов. Распределение производственного заказа, по их мнению, увеличивает риски не поставки продукции, ведет к снижению качества и другим последствиям. Но такой подход и имеет свои положительные стороны – защиту от несанкционированного использования интеллектуальной собственности, контрафакт, если конечно технические особенности изделия позволяют делить его на несколько составляющих. Максимальное количество заказчиков, с которыми работает среднестатистическое субконтрактное предприятие достигает 300 предприятий.
Рисунок №.4 Количество российских заказчиков субконтрактной продукции у московского малого предприятия
Московские малые предприятия субконтракторы, как видно, из результатов опроса в среднем работают с чуть большим количеством заказчиков (38 из числа малых и средних, и 13 из числа крупных), чем региональные малые предприятия субконтракторы.
Таким образом, из данных о количестве российских заказчиков субконтрактной продукции, с которыми работают предприятия поставщики, видны кардинальные отличия между малыми и крупными предприятиями:
2-рая группа. Малые предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – среднее количество заказчиков 11 крупных и 36 малых и средних;
4-тая группа. Крупные предприятия – Поставщики (Субконтракторы) – среднее количество заказчиков 39 крупных и 70 малых и средних.
1.2. Количество российских поставщиков субконтрактной продукции (узлы, блоки, комплектующие и т.д.)
Количество российских поставщиков субконтрактной продукции, с которыми работают предприятия заказчики распределились следующим образом:
Таблица №3 Распределение ответов контракторов «Количество партнеров субконтракторов»
|
Среднее кол-во поставщиков |
Среднее кол-во поставщиков у МП |
Среднее кол-во поставщиков у СП |
Среднее кол-во поставщиков у КП |
Малые\средние, ед. |
10 |
8 |
10 |
12 |
Крупные, ед. |
15 |
3 |
4 |
22 |
ВСЕГО: |
25 |
11 |
14 |
34 |
Малые\средние, % |
40% |
73% |
71,4% |
35,3% |
Крупные, % |
60% |
27% |
28,6% |
64,7% |
Ответы заказчика на вопрос «Количество российских поставщиков субконтрактной продукции, с которыми Вы работаете», только подтверждает вывод, что предприятия предпочитают работать с себе подобными, малые с малыми, крупные предприятия с крупными. Максимальное количество поставщиков субконтрактной продукции у крупных заказчиков достигает 300 предприятий. Процентное соотношение малых/средних и крупных предприятий в общем объеме поставщиков субконтрактной продукции у МП и СП практически одинаково. Крупные предприятия заказчики работают с 64,7% поставщиков относящихся к крупным предприятиям, на долю малых и средних предприятий приходится лишь 35,3%. Таким образом, получается, что основной объем субконтрактной продукции от крупных заказчиков уходит к крупным предприятиям.
Возвращаясь к 4-рем группам субконтрактных предприятий, получаем следующие результаты:
1-вая группа. Малые предприятия – Заказчики (Контракторы) – работают с ограниченным количеством поставщиков, среднее количество которых составляет 11 предприятий, из которых 73% приходится на долю малых и средних.
3-тья группа. Крупные предприятия – Заказчики (Контракторы) – в среднем работают с 34 предприятиями поставщиками, из которых доля малых и средних составляет 35,3%.
Среднее количество поставщиков у малых Московских предприятий не отличается от среднестатистического значения, полученного в общем по малым предприятиям заказчикам, и составляет в среднем 8 малых и средних предприятий и 3 крупных предприятия поставщика.